Почему я еду на БАМ
Рельсы упрямо Режут тайгу, Дерзко и прямо В зной и пургу. Веселей ребята! |
БАМ. Три буквы. Железная дорога… Дорога, которую планировали строить ещё в царской России, а построили только в СССР. Да и сама магистраль – это самый настоящий памятник СССР. |
Можно много рассказывать про историю строительства, про нужность и ненужность БАМа. Сегодня речь не об этом. Я была в этих местах 2 раза и влюблена в них бесконечно. Для меня не существует вопроса, что делать и что смотреть на БАМе. БАМ – это действительно памятник. Причём, если можно так сказать, двойной – рукотворный и нерукотворный, природный. |
Рукотворный, потому что помимо рельсов вдоль трассы есть множество памятников. Хотя бы вокзалы на крупных станциях. На БАМе предполагалась жить с размахом. Здания вокзалов – не в каждом крупном городе есть такие сооружения, ни одно из которых не повторяется и построено по индивидуальному проекту. Например, станция Кюхельбекерская построена строителями из Армянской ССР из розового туфа. А станция в одном из основных городов БАМа – Северобайкальске – построена строителями из Ленинграда. |
И вот, что самое удивительное. Строители из города, возведенного на болотах, построили город в сложных сейсмических условиях. |
1978 г. был построен первый капитальный дом. Серия 122 была спроектирована институтом ЛенЗНИИЭП (зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования)специально для Северобайкальска, В связи с исключительно сложными условиями района строительства (сейсмичность 9 баллов и вечномёрзлые грунты основания, протаивающие в процессе эксплуатации) здания серии отличаются ломаной формой фасада, обеспечивающей повышенную сейсмоустойчивойчивость. Два дома образуют несомкнутое кольцо, внутри которого находится двор,защищённый от сквозного продувания ветрами |
В Северобайкальске солнечных дней больше чем в Сочи – более 330. Первые поселенцы-комсомольцы прибыли в июле 1974 года и основали трудовой лагерь, который позднее стал городом. Лагерь первоначально состоял из палаток и железнодорожных вагонов. На месте высадки первых строителей стоит памятник-палатка. А в музее в Нижнеангарске можно увидеть вагончик, в котором жили строители. |
Четыре мысовых туннеля строили московские метростроевцы, о чём свидетельствует буква «М» – символ московского метро |
В 2003 году был открыт самый большой долгострой БАМа – Северомуйский тоннель, самый длинный тоннель в России (более 15 км). |
И без работы остался Чёртов мост, по которому ходили грузовые составы (пассажиров было запрещено по нему перевозить) |
Ну, конечно, на Северный Байкал и БАМ – это памятник природы. Во-первых, это северная точка Байкала – остров Ярки. Мы привыкли к остроконечному изображению Байкала на картах на севере. На самом деле самая северная часть – это дельта реки Верхняя Ангара, так называемый Ангарский сор. Воды Байкала от Ангарского сора отделены песчаной косой и в Байкале вода чистая, а в дельте она цветёт. На острове Ярки установлена стела с ориентацией по сторонам света |
Кроме того, недалеко от Северобайкальска есть горячие источники Дзелинда. Температура воды источников Дзелинда на выходе достигает +44 °C. Термы считаются целебными благодаря повышенной концентрации кремнекислоты и фтора, а также входящему в состав воды радона. Показания к применению, рекомендованные врачами-курортологами, – это болезни опорно-двигательного аппарата, системы кровообращения, гинекология и дерматология, недуги нервной системы |
И наконец, самое красивое и загадочное место БАМа – Чарская пустыня (10 км от станции Новая Чара), лежащая у подножия Кодарского хребта. Самая-самая: самая неправильная, самая северная, самая маленькая (всего 55 км2), к тому же лежащая на вечной мерзлоте и окружённая реками, болотами и тайгой |
Я зову всех неравнодушных к истории нашей страны и любителей природы совершить путешествие по БАМу. Посетив эти места, вы уже не будете прежними. Такие путешествия меняют нас кардинально
Экспедиция по БАМу: https://sibexpeditions.ru/bam-expeditions-winter/ |